Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Olenka Nik : olenkanikolaeva .www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 1258784 зарегистрирован более 1 года назад

Olenka Nik

настоящее имя:
Ольга Николаева
Портрет заполнен на 81 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок

                              0                              уровень
популярность:
113369 место -13 ↓
рейтинг 7 ?



    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 0
Блог   >  

Как обещала, разные тексты. РУССКИЕ КОВШИ

  09.01.2018 в 23:25   188  
Не встретишь у нас, пожалуй, человека, который не любил бы русские сказки. С самого детства входим мы в этот удивительный, чудесный мир, находим в нём героев, чьи образы волнуют глубоко и сильно, настолько, что становятся реальными. Наделённые фантастическими способностями добиваться невозможного, побеждать зло, превращать уродливое в прекрасное силой чувств, эти сказочные герои окружены подчас обыденными вещами обычной одеждой, жильём, посудой. Думается, что именно в этом секрет потрясающей убедительности, правдивости, жизненности сказок. И всегда в сказке – счастливый конец, в котором непременно устраивается пир, а на пирах меды пьют.
Пили же меды из ковшей.
А о ковшах можно много говорить. Откуда и когда они появились? Очевидно, применялись они очень широко, ели даже эпос так богат упоминаниями о них. И интересно, что ковшами пользовались ещё 4 тысячи лет назад. Археологи нашли деревянные ковши и их части в торфянике на Урале. Ручки с их резными головками гуся, лебедя и уточки. Сама форма ковшей напоминает о птицах, спокойно плывущих по воде.
Начали делать ковши, несомненно, в тех местах, которые были богаты лесом, где много занимались резьбой по дереву. Впервые упоминается ковш в духовной грамоте сына Ивана Калиты
, великого князя Ивана Ивановича. Он завещал своему сыну Дмитрию «…ковш великий золотой и гладкий».
Наверняка, что ковши к тому времени были уже широко распространены и употреблялись как простыми людьми, так и знатью. Достоверно, что ковши ладьевидной формы чисто русская форма посуды. Ни в одной стране (западноевропейской или восточной) не было такой посуды.
Древняя народная форма деревянного ковша была воспроизведена в Новгороде в золоте и серебре. В дальнейшем золотые и серебряные ковши, которым в VI-VII веках московские мастера придали более изящную форму, стали национальной русской посудой.
Новгородские ковши были двух видов – гладкие и ложчатые. Маленький гладкий ковшик с небольшой рукоятью в виде листка ивы на тонкой шейке (самый ранний из сохранившихся) принадлежал новгородскому архиепископу Ефимию. На дне ковша - монограмма Ефимия. Позже ковш принадлежал сынй Ивана Грозного царевичу Ивану.
В этот период государство крепнет, устанавливаются и расширяются дипломатические и торговые связи со странами Востока и Запада. При русском дворе складывается сложный церемониал. Царские выходы, приёмы и пиры отличались пышностью и великолепием, а убранство двора – сказочным богатством. Для царского быта требовалось много предметов роскоши, создателями которых были талантливые мастера из народа.
Древнерусская посуда отличается большим национальным своеобразием. Велико влияние народного искусства на прикладное искусство придворных мастеров. Особенно ярко оно проявлялось в создании такой древней формы посуды, как ладьевидные ковши.
Разнообразие форм, размеров и украшений ковшей поистине поразительно. Менялось назначение ковшей, менялось и их название:, выносные, хоромные, жалованные, медвяные и др. Из серебряных и золотых ковшей пили меды. На пирах, тризнах и свадьбах обязательно подавался этот хмельной напиток. По традиции красные меды пили из ковшей золотых, белые – из серебряных.
Необычайно изящен ковшик царя Бориса Годунова, выкованный из куска металла, с плоским дном, мягко округлёнными стенками и плавно изогнутой, очень тонкой рукоятью, законченной маленькой овальной полостью с едва заметно выступающей на ней полоской-гребешком. Надпись с царским титулом тонкими чёткими буквами мастерски вписана чернью в кругах и двух клеймах по стенкам ковша. Это единственный уцелевший из принадлежавших Годунову многочисленных ковшей.
Особенно хороши массивные золотые ковши, изготовленные мастерами Золотой палаты для царя Михаила Фёдоровича. Каждый из них выкован из чистого куска золота и богато украшен. На дне ковша –приподнятый круг с изображением двуглавого орла. На груди орла – крупный сапфир. По рукояти и от носика опускаются внутрь ковша пластинки, покрытые изящными стеблями с длинными листочками на фоне мелких завитков и трав. Сияющие жемчужины обводят пластинки по краю. Украшение ковша дополняют десять камней без огранки. Яркими цветовыми пятнами выступают в высоких чеканных гнёздах четыре тёмно-синих сапфира, четыре сочных рубина и два изумруда. Заказывала этот ковш для Михаила Романова его мать, о чём и рассказывает надпись на венце: «Божьею милостью мы Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Фёдорович, всея Руси Самодержец, а подарила сим ковшом нас государя мать Марфа Ивановна в лето1618, в апреле, в 5 день на светлое воскресенье в лето государства нашего».
Погребные ковши получили название по месту хранения у погребного ключника. Некоторые из этих ковшей служили определённой мерой, им пользовались для зачерпывания из бочек в погребах.
Ковши хоромные – гладкие серебряные, с чеканным на дне двуглавым орлом и вырезанной пометкой «ковш хоромный». Они назывались так по местонахождению в царских хоромах. У каждого члена царской семьи был свой поставец, где и хранилась его личная посуда.
Ковши-лебеди отличались своеобразной формой, отсюда их название.
Пожалованные ковши изготовлялись в серебряной палате с надписью, содержащей царский титул, имя награждаемого и указание его заслуг.
О мастерах, изготовлявших ковши в те времена, известно очень мало. В работе принимало участие сразу несколько мастеров: один выковывал, а чеканщик или черновых дел мастер по рисункам художника украшал изображениями, надписью и орнаментом.